«Если времени в обрез и вы рискуете сорвать бизнес-встречу, запрыгивайте в peкy и плывите!» Тот, кто решит, что этот совет — шутка, будет не прав: вовсе не зазорно европейскому бизнесмену передвигаться вплавь, прихватив мешок с носками и «Молескином». Да, им и Рейн по колено, жителям швейцарского Базеля, «душу» которого мы пытались разглядеть под вежливо улыбающейся протестантской маской.

Швейцарцы способны «организовать» национальный микрокосмос где угодно и когда угодно. Еще на борту самолета Swiss вы отлично осознаете, что летите не в какую-то там Европу, а в особенную часть света под названием Швейцария — обитель высокого качества и высоких манер. Бортпроводник с благородной сединой на висках и подтянутые блондинки-стюардессы, атакуя обращением по имени и вкуснейшим ужином, сделают все, чтобы вы начали получать удовольствие от путешествия еще где-то над Украиной.

Наконец самолет приземляется в Цюрихе — отсюда в Базель идет поезд. Это не означает, что Базель не имеет собственного аэропорта. Он есть, находится в 5 километрах от города на французской территории и управляется сразу двумя странами, являя собой довольно редкий пример теплых межнациональных отношений. Удобно добираться идо Германии: аэропорт и Фрайбург разделяют всего 60 километров. Еще бы рейсы из Москвы сюда были регулярными… Итак, час путешествия поездом — и вы в Базеле.

О епископах и демонах

Кто бы мог подумать, что Базель насчитывает более двух тысяч лет истории? И тем не менее это так. Все началось с кельтов — они жили здесь еще в 500-х годах до н. э. (раскопки их поселений можно увидеть на улицах и сегодня). В 44 году н. э. в этих местах появились римляне, первое упоминание об основанном ими форте Базилея («царская крепость») относится к 374 году.

В 476 году Римская империя пережила крах. Городок тем временем продолжал развиваться, получив весомый стимул от церкви: в 740-м Базель стал резиденцией епископов. В последующие годы были возведены городские стены и мост через Рейн. До наших времен дожили трое из шести городских ворот, самые красивые из которых — Шпалентор (XIV век), смотрящие на дорогу во Францию. Примечательна и башня Шпаленшвиббоген, оставшаяся от еще более древней стены (XI век): утратив основную функцию, она превратилась в городскую тюрьму.

«Переориентация» постигла в дальнейшем и первый базелъский монастырь — бенедиктинскую обитель Святого Албана, построенную в 1083 году. Сейчас за стенами монастыря — жилые помещения, а церковь при нем стала… сербской православной.

Сложный для города период начался в 1348 году. Сперва половина населения погибла от чумы, затем, в 1356 году, разверзлась земля, поглотив почти все постройки.

Однако Базель оправился от бед. В 1460-м папой Пием II был основан здесь первый (и старейший в Швейцарии) университет, привлекший великие умы: Эразма Роттердамского, Парацельса, а позже — Ницше и Юнга. В 1501 году Базель вошел в состав Швейцарской конфедерации, а в 1529 году грянула Реформация, и епископ был изгнан из города. Базель стал обителью протестантов и остается ею до сих пор.

В XV веке горожане добавили к гербу Базеля, изображающему закрученный епископский посох, новую деталь — держателя-василиска (basilisk). Церковь тогда переживала повальное увлечение этим монстром, антихристом, «царем змей», «зародившимся в чреве старого черного петуха и высиженным в куче навоза жабой». Василиск стал «визитной карточкой» Базеля, а фонтаны и барельефы с его изображениями можно увидеть почти везде. Но зачем это злое существо поместили на герб? Странно, но демон был «наказан» за землетрясение 1356 года. «Василиск, ты ядовитый червь и лжец, теперь неси щит гордого Базеля» — таким решительным требованием был снабжен монумент, посвященный трагедии.

Город и гордость

Сегодня Базель — это столица «городского» кантона Базель-Штадт с населением около 170 тысяч человек. Еще порядка 800 тысяч живут в агломерации, «размазанной» вокруг города.

Базель называет себя «культурной столицей» страны и гордится музеями, которых здесь действительно много — на площади в 37 квадратных километров расположено 30 музеев. Это заметно и во время прогулок: почти в каждом квартале вас обязательно ожидает музей.

Туристов в первую очередь ведут, конечно, в Художественный музей (Kunstmuseum). Особое место в его экспозиции занимает полотно Ханса Гольбейна «Мертвый Христос в гробу». Оно изображает тело Иисуса, сознательно лишенное автором всяческой божественности, — от лицезрения трупа со следами ранений и разложения, как говорил князь Мышкин, «у иного и вера может пропасть».

Славится город и частными музеями, среди которых есть Еврейский музей (в городе ежегодно проходит Всемирный сионистский конгресс), Музей карикатуры, Анатомический музей, Музей кукол с самой богатой в мире коллекцией плюшевых мишек. Но самый большой трепет базельцы испытывают по поводу всемирно известных выставок ArtBasel и BaselWorld, собирающих знатоков искусств, коллекционеров, часовых дел мастеров и ювелиров со всех уголков планеты.

Базельцы обожают подчеркивать свою любовь к искусству историей о том, как горожане собрали деньги и решили приобрести картины Пикассо «Сидящий арлекин» и «Два брата», после чего мэтр кубизма так растрогался, что подарил городу еще четыре своих творения.

Безусловно, важнейший плюс Базеля — это расположение на границе трех стран: Швейцарии, Франции и Германии. Вы можете сесть на теплоход и через полчаса оказаться в Германии или Франции. Если захочется, плывите дальше — и попадете в голландский Роттердам, а оттуда — в Амстердам. Еще один легкий способ пересечь границу — сесть на городской трамвай

№ 10 и поехать в Леймен, что в Эльзасе. Или предпочесть автобус и через полчаса оказаться в немецком Вайле-на-Рейне. Или погрузиться в машину и отправиться в живописный французский Кольмар с аистами, гнездящимися на крышах соборов… В общем, вариантов множество.

Первая перемена масок!

Ярчайшее городское событие — карнавал, проводящийся в Базеле еще с XIV века. Обожают это красочное действо как туристы (вот оно, Средневековье!), так и сами базельцы, резонно называющие три дня карнавала «лучшими днями в году». Приурочен праздник к началу Великого поста — это последняя возможность снять привычные маски сдержанности, чтобы надеть другие, позволяющие выразить эмоции, подобно нашим древним предкам, большим мастерам по организации мероприятий оргиастического типа.

Карнавал стартует в ночь перед Великим постом (Fasnacht), приходящуюся на февраль или март. Ровно в 4 часа ночи начинается «утренний» марш (Morgestraich) примерно 18 тысяч человек по улицам города. По команде барабанщиков участники карнавала, одетые в красивые, но жутковатые костюмы, под бой барабанов, завывание флейт и распевание песен проходят по малому и большому городскому кольцу специальными маршрутами — голубым и красным (по обозначению на карте). Все огни на это время гасятся, и даже вспышки на фотоаппаратах под строжайшим запретом — свет дают только фонари в руках и на головах участников.

Маршировать швейцарцы мастера — не случайно именно швейцарские гвардейцы охраняют самого папу римского, представляя один из двух видов вооруженных сил Ватикана.

Дальнейшее действо включает целую вереницу событий: выступление духовых оркестров, с шуточным усердием играющих веселую «гуггенмузик» (вдохновение для нее часто почерпнуто в репертуаре известных рок-групп), бардов, поющих песни и читающих сатирические стихи — «шницельбанк», заезд самодельных тележек с участниками карнавала, забрасывание прохожих настоящим конфетти — в виде крошечных конфеток (есть мнение, что эта традиция берет свое начало именно на карнавалах). Все это время рестораны и увеселительные заведения работают круглые сутки, предлагая посетителям традиционные «карнавальные» блюда — такие, как мучной суп или местная вариация пирога-киша.

Будучи в Базеле, обязательно попробуйте традиционное печенье «Базлер лэкерли» (Easier Lackerli). He зря слово lecker в немецком языке означает «вкусный» — сочетание меда, орешков, цукатов, специй и капельки кирша не оставит никого равнодушным.

Спустя 72 часа безрассудный праздник заканчивается символическим тушением фонарей. Наступает Великий пост. Впрочем, отголоски веселья еще некоторое время прокатываются по городу…

И даже карнавал не обходится без протестантской принципиальности! Во-первых, он начинается на неделю позже других европейских карнавалов, приуроченных к кануну Великого поста. Во-вторых, участвовать в нем могут только члены клик — групп, каждая из которых готовит перформанс на свою, непременно злободневную, тему. Так, в 2003 году популярностью на карнавале пользовался Джордж Буш, в 2008-м — футбольный чемпионат «Евро-2008», в 2011-м — городской конфликт на тему мусорных пакетов: власти потратили на их «редизайн» кругленькую сумму, за что и были осмеяны. Но даже если ваши шутки будут гениальными, вы не сможете просто так нарядиться в костюм и принять участие в общем веселье. Сначала нужно подать заявку в карнавальный комитет — и если вы не коренной базелец или, к примеру, недостаточно хороши в музицировании, вас, скорее всего, ждет отказ.

Лев, грифон и дикий человек

Базельцы дружны не только с василисками, но и с грифонами. И не очень дружны между собой… Об этом свидетельствует праздник «Фогель Грифф» (Vogel Griff), проходящий в январе и посвященный отношениям Большого (Grossbasel) и Маленького Базеля (Kleinbasel). Последний когда-то был деревней, никак не связанной с Большим Базелем. Однако все изменилось после строительства моста, соединившего обе стороны Рейна. Базельские богачи купили населенный пункт на другом берегу (в то время уже город) и присоединили его к своим землям, что обидело жителей Маленького Базеля.

Старые обиды не забыты до сих пор — им и посвящен «Фогель Грифф», празднуемый на более «пролетарской» стороне Рейна. В этот день ее жители, нарядившись в костюмы трех гильдий, ответственных за строительство городских стен (Лев, Грифон и Дикий Человек), комично выпрашивают деньги для своей «бедной деревни». Самое резкое «па» — это начало фестиваля, когда Дикий Человек подплывает к «соседям» на плоту, сооруженном из двух лодок. При этом он все время стоит спиной к Большому Базелю, демонстрируя таким образом свое к нему презрение. Впрочем, «богатая половина» не остается в долгу — с ее стороны моста в направлении Маленького Базеля смотрит бюст короля, показывающего соседям язык («Король с языком», или Lallekonig на местном диалекте).

С «рыбой» по жизни

Ах, сказочный Базель: домики, словно вылепленные неведомым кондитером из белого сахара и разрисованные завитушками разноцветного крема, острые шпили старых соборов, пронзающие небо, стрекот зеленых трамваев-кузнечиков, гребень средневекового моста, тяжело перекинувшийся через Рейн… Стоп! Кажется, там чья-то голова! Да, вон она, торчит из реки, а за ней какой-то мешок. Похоже, базельцы и правда так передвигаются — а казалось, что это средневековые байки…

Действительно, перемещение по городу вплавь, с непромокаемым мешком пожитков за плечами, — привычное занятие для практичного базельца, причем, как правило, вне зависимости от его статуса. «Плавайте комфортабельными водами Рейна, особенно в теплое время суток!» — таким мог бы быть слоган компании, продающей фиш-бэги (непромокаемые сумки-«рыбы»). Снимаешь одежду, кладешь в сумку, закручиваешь ее хвост, заходишь в реку… и плывешь по течению на прием к ба-зельской администрации. Шутки шутками, а там нам подарили по такой сумочке (только вот купаться было холодновато).

Впрочем, многое можно принести в жертву василиску — только бы раскрыл свои тайны. Протестантская строгость и балансирующее на грани канатоходство-шутовство, подчеркнутая закрытость и почти детская простота — Базель, этот крепкий орешек, вы запомните надолго, ибо вряд ли он расколется под первым вашим нажимом.