Не царь природы…

На Енисее человек вряд ли может чувствовать себя хозяином природы — могучая река в любой момент может проявить свой нрав.

Енисей — важнейшая транспортная артерия региона, но история судоходства по Енисею далеко не безоблачна. Примерно сотня пароходов и теплоходов, барж и яхт и других плавсредств погибла в водах великой реки.

В 1877 г утонул морской пароход «Темза», он после зимовки оказался примерзшим к грунту и был затоплен ледоходом. И в том же году была раздавлена ледоходом шхуна «Северное сияние», экипаж которой, хотя и смог выбраться на берег одного из Бреховских островов, почти весь погиб.

На лоцманской карте Енисея есть Фениксовая коса, названная в память о затонувшем в 1892 г пароходе «Феникс». А плита «Модест» на той же карте появилась после гибели парохода «Модест» в 1898 г.

Ледоходы на Енисее, весеннее половодье, непогода и высокие волны нередко становились причинами гибели судов. Так, в 2005 г шторм погубил 14 человек из числа пассажиров и экипажа теплохода «Некрасов». Но иногда Енисей не миловал и тех, кто оставался на берегу.

В 1909 г пристань Стрелка у впадения Ангары в Енисей приняла на себя удар водной стихии — в льдах было затерто множество судов. В 1941 г Красноярск пережил страшное наводнение вода поднялась на шесть с половиной метров. Серьезные наводнения случаются на Енисее не так уж редко. Последнее, в июне 2010 г., коснулось Кызыла. Вода в Малом и Едином Енисеях поднялась выше критической отметки на 60-100 см.

Но самая страшная катастрофа, последствия которой не преодолены до сих пор, случилась на Енисее 17 августа 2009 г — авария на Саяно-Шушенской ГЭС стоила жизни 75 людям. Был полностью разрушен машинный зал и уничтожен гидроагрегат № 2, существенный ущерб был нанесен другим агрегатам, а также установлены серьезные экологические последствия аварии, когда в воду попали большие объемы трансформаторного масла и другие химические соединения.

Однако на Саяно-Шушенской ГЭС эта авария — далеко не первая. В 1979 г поток воды разрушил некоторые сооружения плотины, уничтожил оборудование и залил машинный зал. В 1985 г большой ущерб ГЭС нанесло мощное половодье.

В 1988 г Енисей во время паводка разрушил недавно отремонтированный водосборный колодец.

Но конечно, все аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, случившиеся до 2009 г., несравнимы по последствиям с событиями 17 августа. Установлено, что сотрудники ГЭС ценой собственных жизней сумели предотвратить еще более серьезные разрушения. Причинами аварии называли недостаточное внимание к ремонту и технике безопасности со стороны руководства ГЭС, развал единой энергетической системы СССР, чрезмерные нагрузки и т д.

Работы по восстановлению ГЭС начались практически сразу же, на начальном их этапе — параллельно с ликвидацией последствий аварии. Было разобрано более 5000 м3 завалов. Только в 2009-2010 гг на это было потрачено 21,6 млрд руб. 2 августа 2010 г был запущен третий из девяти пострадавших гидроагрегатов. К декабрю 2014 г планируется полностью восстановить работу ГЭС. 10 гидроагрегатов с улучшенными эксплуатационными качествами придут на смену 10 прежним. 6 агрегатов по этому плану должны поступить в 2011 г , остальные в 2012-м. Агрегаты поставит отечественная компания «Силовые машины». Общая стоимость восстановления Саяно-Шушенской ГЭС предположительно обойдется государству в 40 млрд руб.

Но главное не допустить новых аварий.